Инструменты для дистанционного обучения

Дистанционное обучение не новое изобретение. Ещё в 1728 году Калеб Филипс предлагал обучиться стенографии по почте. Идея обмениваться письмами со знаниями не пропала и почти век спустя появились заочные школы и университеты.

Новые технологии сделали дистанционное образование ещё более удобным. Государственный университет Пенсильвании в 1922 году запустил лекции по радио, а в 1934 университет Айовы открыл обучающую радиостанцию. С 1953 ВУЗы США и Европы перешли на телевизионное вещание. Причем созданный в 1969 году британский Открытый университет работает до сих пор, в нём обучается 200 000 студентов со всего мира.

Иными словами, опыт дистанционного образования крайне богат, а интернет должен был только упростить процесс получения знаний. Огромное количество виртуальных учебных площадок отличное тому подтверждение.

Однако, когда наступил карантин и учебные заведения ушли на вынужденное дистанционное образование, оказалось, что весь этот опыт практически невозможно применить. И опыт дистанционного обучения в условиях карантина можно в целом признать провальным.

Оставим педагогические аспекты этой проблемы и рассмотрим технические.

Провал дистанционного обучения. Причины

Для создания эффективного учебного процесса нужны следующие элементы:

  • Система раздачи заданий и проверки и их выполнения
  • Аналог журнала или зачетной книжки
  • Система дистанционного общения

Разберем эти пункты по отдельности.

Электронные дневники и тетради

Уже несколько лет существуют системы вроде дневник.ру или АСУ РСО, в которых преподаватели дают домашнее задание и выставляют оценки. Всего таких платформ около 50. Для ВУЗов это могут быть личные кабинеты студентов.

В первые же дни эти сервисы столкнулись с таким наплывом учеников, что перестали работать. Случилась естественная DDOS-атака, а платформы просто оказались не готовы к такому количеству пользователей. В России порядка 17 миллионов школьников и в одно утро немалое их количество попыталось подключиться к площадкам.

Потом сервисы смогли оправиться и, спустя некоторое время, начали работать относительно стабильно.

Приблизительно то же самое случилось со студентами. Личные кабинеты не работают как надо, расписание не загружается, совершенно неясно как проводить семинары и так далее.

Вот и получается, что в первые дни ученики, студенты и преподаватели оказались полностью лишены рабочих инструментов.

Так что отсутствие устройств, которые могут обрабатывать большие объёмы водящих данных и плохо протестированное программное обеспечение сделали дистанционное обучение затруднительным.

Способы общения

Возникли серьёзные проблемы и с непосредственным процессом обучения. Не все педагоги и родители оказались готовы к новым технологиям. Платформы для ведения онлайн-уроков не могли справиться с трафиком, в итоге первый дистанционный учебный день закончился разочарованием.

Было придумано много способов решить проблему:

  • Раздавать задания через родительские чаты в WhatsApp и Viber
  • Вести прямые трансляции в Контакте, Zoom, Skype
  • Создавать почтовые рассылки с заданиями (как в 1728 году)

В итоге многие родители отмечали, что количество домашних заданий выросло — учителя оставили много на самостоятельный разбор, поскольку не имели технической возможности объяснить материал.

Zoom в образовании.jpg

Отдельного внимания заслуживает проблема приема готовых заданий, которая коснулась и студентов. Учащихся просили прислать фотографии тетрадей, конспектов, семинаров, контрольных работ. Надо ли говорить, что назвать такую систему эффективной довольно сложно?

Другая неожиданная проблема — отсутствие доски, на которой можно писать. Не все оказались готовы транслировать презентации или работать с графическим планшетом, ведь им и не все дизайнеры пользуются.

Успех дистанционного обучения. Причины

Но есть и положительные примеры. Многие крупные компании давно практикуют дистанционное обучение сотрудников и ведение табелей о прохождении тех или иных курсов.

Можно выделить минимум две причины почему их система обучения оказывается эффективной:

  • Заранее подготовленные материалы
  • Составление графика обучений
  • Развитая IT-инфраструктура

В общих чертах схема выглядит следующим образом:

  1. Все офлайн-уроки работают в web-интерфейсе. То есть по сути, это отдельный портал во внутренней сети. При этом само обучение может проходить как тест, набор видеороликов или игра на Flash.
  2. Все офлайн-обучения строго разнесены по времени и потому можно пройти обучение без лишней нагрузки на систему.
  3. Онлайн-обучение проходит через систему видеоконференцсвязи. А это отдельный канал, который может успешно справляться с высокой нагрузкой.

Можно ли перенести подобный опыт на школы и университеты? Да, конечно.

Самый простой вариант — сделать отдельный портал, куда можно выкладывать учебные задания и тексты лекций. Для этого подойдёт практически любой хостинг. Но это будет довольно простая система, без обратной связи. Поэтому её трудно назвать обучающей, скорее это простое хранилище.

Рассмотрим несколько решений, которые могут закрыть разные потребности.

Вариант 1. Есть система выдачи заданий и отметок, но нет средств коммуникации

Для проведения онлайн-занятий можно использовать отечественное решение TrueConf Server. В отличие от Zoom или Skype эта система не зависит от сторонних серверов, которые могут обвалиться при высокой нагрузке.

Особенности продукта:

  • Высокое качество связи даже при плохом интернет-канале
  • Высокое качество связи даже на медленных и нестабильных каналах
  • Не требует дорогостоящего оборудования
  • Для работы нужен любой современный сервер под управлением
  • Microsoft Windows Server версий 2003 или 2008
  • Технология SVC позволяет подстраивать качество под возможности их устройства и канала связи
  • Демонстрация контента (презентации, рисунки и так далее), рабочего стола
  • Обмен файлами и чат
  • Собственная электронная доска для записей, редактирования текста и так далее
  • Возможность записывать совещания
  • Клиентские приложения для Windows, Linux, macOS, Android, iOS

Программа поддерживает работу с сотней участников одновременно, чего вполне достаточно для учебной аудитории.

ВКС для компании.png

Дополнительно для работы могут понадобиться:

  • Веб-камера, например PK-910P от A4tech или Web Logitech HD C615
  • Гарнитура Jabra BIZ 1500 Duo QD или аналог
  • Портативная электронная доска, которая подключается к компьютеру преподавателя и работает как планшет, но с дополнительными функциями
  • Полноформатная интерактивная доска
  • Опционально документ-камера для демонстрации химических или физических экспериментов

Настроить систему можно на тихом доступном сервере Aquarius Server E30 S31. Эта отечественная разработка как раз создана для небольших учреждений, проста в обслуживании, имеет достаточную мощность для выполнения поставленных образовательных задач. Дополнительно мы можем поставить ноутбуки-трансформеры или планшеты.

Повторимся: подобное решение подходит для школ, колледжей и университетов, в том случае, когда есть сторонняя система учета и выставления оценок. Однако его можно быстро развернуть и сделать дистанционное обучение максимально комфортным.

Вариант 2. Систему необходимо создавать с нуля или заменить имеющуюся

Полноценная обучающая платформа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Высокая устойчивость к нагрузкам во время массового подключения
  2. Стабильная работа при постоянном подключении сотен участников
  3. Возможность хранить большие объёмы данных (пособия, записи уроков, архивы переписок с вложенными файлами)
  4. Поддержка стриминга контента (видео, презентации и прочее)
  5. Система резервного копирования данных

Возможно, часть оборудования уже имеется в учебном заведении, однако она может не выдержать новых нагрузок (что и произошло в ряде ВУЗов, когда студенты не могли войти в личный кабинет).

Выбор программной платформы остается за клиентом, поскольку подходящего ПО на рынке много и нужно ориентироваться на потребности каждого учебного заведения. Не исключено, что кто-то будет использовать самописную систему.

Однако это не отменяет необходимость выбора аппаратного обеспечения. С чем мы всегда можем помочь.

Что мы готовы подобрать и поставить:

  • Серверы, которые могли бы обрабатывать большой объём входящих данных
  • Системы хранения данных для копирования информации и создания резервных копий
  • Коммутаторы с высокой пропускной способностью
  • Систему охлаждения и мониторинга работоспособности

Для каждого подобного крупноформатного решения нужен свой набор устройств и он подбирается индивидуально для каждого клиента, поэтому трудно предложить какое-то общее решение. В частности для некоторых случаев необходимо учитывать потребности импортозамещения.

Но мы готовы поставить оборудование от Fujitsu, HPE, Lenovo, Dell, Cisco, Huawei и других ведущих производителей.


У нас есть опыт создания готовых ЦОД и серверных, поэтому мы прекрасно понимаем какие именно устройства и решения надо применять, чтобы создать надёжную и стабильную систему, которую потом можно расширять и обновлять без остановки рабочего или учебного процесса.

Ответим на ваши вопросы в течение одного дня!
sales@gst-samara.ru
Время работы: с 9 до 18
С понедельника по пятницу
Оставить заявку